Реабилитационный центр
«Надежда»
Мадорского Владимира Викторовича

Гипноз и образное мышление

В. С. Ротенберг.
«Психологический журнал», том 6, № 2, 1985.

Для чего нужно изучать так называемые «особые состояния» сознания и загадочные явления человеческой психики? Прежде всего для того, чтобы выяснить целый ряд фундаментальных законов психологии, приблизиться к познанию процессов человеческого мышления. Публичные опыты психологов-гипнотизеров, пользующиеся неизменной популярностью у зрителей, для большинства людей – увлекательный спектакль, некая разновидность цирковых фокусов. Однако для ученых, работающих в области психологии, это интереснейший материал для исследований в целом разделе их науки – психологии гипнотического состояния. В последнее время особый интерес ученых вызывают впечатляющие опыты врача-психотерапевта В. Л. Райкова, цель которых – стимуляция творческой активности в гипнозе и внушении в гипнозе регрессии возраста. Начну с последнего.

Психолог-гипнотизер В. Л. Райков внушал взрослым здоровым испытуемым, что им два дня от роду. Этого было впечатляющее зрелище. У взрослых людей появлялось сходящееся и расходящееся косоглазие, присущее младенцам «плавание» глазных яблок, сосательный рефлекс, характерный «детский плач» без слез, веерообразное разведение пальцев стоп. Все это было так необычно, что невольно закрадывалась мысль: а не подвергается ли сам наблюдатель столь удивительных явлений гипнотическому воздействию? Однако все эти феномены регистрировались фото- и кинокамерами, что развеяло все сомнения.

Результаты этих опытов не вписываются в имеющиеся представления о гипнозе. Ведь вообразить себя новорожденным человек не может, поскольку в нашей памяти этот период не фиксируется и, если испытываемый не акушер, то он ничего об этом периоде не знает. Впрочем, и формального знания было бы недостаточно для воспроизведения таких не подчиненных произвольному контролю явлений, как, например, некоординированные движения глаз.

В других опытах В. Л. Райков внушал испытуемым, что они стали «творческими личностями» в какой-либо области. Одному из них было внушено, что он известный американский шахматист начала века Поль Морфи. В состоянии такого внушения, а затем в обычном состоянии этот человек играл с гроссмейстером М. Талем. По заключению М. Таля, игра в состоянии гипноза была выше на два разряда. Более того, разительно отличалось поведение испытуемого. Вне гипноза он был скован и робок, а «в образе» был решителен и агрессивен, требовал высокие гонорары. Самое же интересное в этом опыте заключается в том, что испытуемый практически ничего не знал о Поле Морфи, кроме того, разумеется, что это великий шахматист: то есть модель поведения шахматиста, в образ которого он вошел, не могла возникнуть из глубин памяти, из прочитанного.

Возникает гипотеза, что между внушением «творческой личности» и внушением младенческого состояния принципиальной разницы нет – ведь в отличие от игры актера поведение испытуемого «в образе» великого человека неизмеримо богаче, чем его формальное, осознаннее знание о нем. К тому же, если, скажем, актер, играя роль творческой личности, копирует лишь какие-то внешние признаки образа, то загипнотизированный, оказавшись в роли конкретного знаменитого человека, действительно создавал какое-либо произведение – музыкальное, поэтическое, живописное, на которое в обычном состоянии никак не был способен. Любопытно, что под гипнозом испытуемые иначе выполняют тест на проверку творческой способности, чем в состоянии обычного бодрствующего сознания.

Задания этого теста состоят в том, чтобы найти необычное применение обыкновенным предметам: утюгу, ножницам, ключу и т.д. Ответы поражали остроумием и неординарностью. Один из испытуемых выдвинул смелую идею, как при помощи сваренного вкрутую яйца можно вычислить среднюю плотность Земли (известно, что сваренное яйцо вращается значительно быстрее сырого, и если сопоставить ускорение вращения с увеличением плотности яйца, то, зная скорость вращения Земли. можно вычислить ее плотность). О научной состоятельности этой идеи судить не станем, а с психологической точки зрения крайне интересно, что только в состоянии гипноза испытуемому пришла в голову подобная теория. На вопрос, почему он не упоминает самые простые способы использования яиц, скажем, положить в салат, «великий человек» ответил презрительно: «Ну, таких банальных ответов вы от меня не дождетесь...» В поисках оптимальных возможностей использования предложенных предметов испытуемые не только называют гораздо больше способов, но и не повторяют те, что перечисляли до гипноза.

Небезынтересно, что прямая инструкция воспроизвести отдельные неврологические феномены новорожденности («ваши глазные яблоки «плавают» и движутся в разных направлениях») не выполняется даже в самых глубоких стадиях гипноза. Внушения же типа «вам два дня!» приносит подобный эффект немедленно. Если требовать от человека в состоянии гипноза «рисовать как можно лучше», полученный эффект будет относительно скромный. Если же внушить испытуемому: «Вы – художник Репин!» – то созданные в состоянии гипноза произведения будут по меньшей мере вполне профессиональными. Потенциальные возможности, заключенные в человеке, реализуются в этом случае лучше, полнее, как бы автоматически, без дополнительных уточняющих инструкций.

Эти две группы опытов подтверждают одну важную догадку ученых-психологов. Во-первых, в относительно простых случаях («глазные яблоки плавают», «рисуйте лучше») гипнотизер воздействует преимущественно на левое полушарие головного мозга, ответственное за логико-знаковое мышление. Во-вторых, в более сложных случаях («вам два дня», «вы художник Репин») – преимущественно на правое «пространственно-образное» полушарие. Гипотеза подтверждается тем, что во втором случае, при внушении так называемых «комплексных состояний», человек предпочитает получать информацию в левое поле зрения, то есть в правое полушарие.

Очевидно, что гипноз, а точнее, самогипноз играет большую роль в творческом процессе. В книге Д. Данина о Нильсе Боре приведены свидетельства очевидцев, что Н. Бор в процессе решения творческих задач производил впечатление загипнотизированного. Способность писателя на высоте творческого подъема почувствовать то же, что и его персонаж, убедительно подтверждает случай с Г. Флобером: как известно, он почувствовал все симптомы отравления при описании отравления госпожи Бовари, что может служить ярким примером самовнушения.

Опыты В. Л. Райкова принесли и другие важные для психологической науки, как, впрочем, и для повседневной житейской практики, результаты. После внушения образов великих художников или музыкантов испытуемые нередко отмечали повышение творческой продуктивности; иные из них даже начинали писать стихи (уже без гипноза). Это свидетельствует о том, что гипноз такого типа раскрепощает и мобилизует творческое мышление. Об этом же свидетельствует увеличение после сеансов гипноза интереса к миру во всех его проявлениях, повышение работоспособности и подъем душевных сил. Многочисленные наблюдения свидетельствуют, что гипноз в ряде случаев без какой-либо «терапевтической поддержки» приводит к улучшению самочувствия и психического состояния.

Есть основания предполагать, что одна из причин неврозов и некоторых психических заболеваний – недостаточно развитое образное мышление. Неспособность к «многозначным контекстам» – представлению об окружающей ситуации во всем ее многообразии, к моделированию и сопоставлению различных вариантов развития событий – делает человека уязвимым к конфликтным ситуациям. Прямолинейное, на чистой логике основанное мышление часто не позволяет найти выход из сложного жизненного положения. Человек с образным характером мышления оказывается в таких ситуациях более гибким и находчивым.

Так, парадоксальные на первый взгляд опыты психолога-гипнотизера В. Л. Райкова подводят нас к далеко идущим выводам об общих закономерностях психики и поведения человека. Давайте будем развивать в себе образное мышление – залог хорошего настроения и успешного преодоления жизненных трудностей и невзгод!

http://www.igat.ru http://you-talents.narod.ru

Какие заболевания мы лечим
Как мы лечим
Медикаментозная терапия
Как помогают психологи и психотерапевты

Задать вопрос


Ваше имя:


Ваш вопрос:


Нажимая кнопку «Задать вопрос» вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

В реабилитационный Центр «Надежда» обращаются, потому что:


  1. Высокая эффективность лечения, основанная на профессионализме и комплексном подходе и доказательной медицине – достигаем улучшения состояния наших пациентов в 90% случаев!
  2. Стойкость достигнутых результатов - мы помогаем пациентам и членам их семей научиться самостоятельно справляться со своими проблемами
  3. У нас – уникальные психотерапевтические подходы, защищённые патентами РФ
  4. Точная доказательная диагностика
  5. Честное описание больному и его родственникам всех возможных подходов к оказанию помощи.
  6. Мы эффективны в даже тех случаях, когда другие не могут справиться. Наши пациенты выздоравливают даже после десятилетий болезни.
  7. Мы строго сохраняем врачебную тайну и не ставим на психиатрический учёт
  8. Мы стараемся сделать наши услуги доступными: средняя стоимость курса лечения у нас – около 30т. руб.
  9. Мы помогаем людям уже более 10 лет
  10. К нам легко добраться: мы расположены в центре города
  11. Мы стараемся принимать наших пациентов тогда, когда это им удобно. Время работы Центра – с 9 до 21 часов без выходных

Яндекс.Метрика Статьи Политика конфиденциальности
© Мадорский Владимир Викторович
Реабилитационный центр «Надежда», 2011г.

Внимание

Сделайте паузу с интевалом в одну минуту после чего продолжите тест.

Не старайтесь вспоминать свой первый выбор, потому что память здесь не проверяется. Главное - чтобы Вы выбирали сначала наиболее приятный цвет, затем - менее приятный и т. д.

После того, как Вы нажмете кнопку "Продолжить", Вы увидите 8 цветных прямоугольников. Посмотрите внимательно и решите, какой цвет Вам понравился больше других, более приятен именно в данный момент.

Старайтесь не "примерять" цвет к одежде, обоям на стене или автомашине, ощутите сам цвет как таковой. Не нужно также выбирать Ваш любимый цвет вообще. Отметьте наиболее приятный из предложенных Вам именно сейчас.

Щелкните курсором мыши на выбранном прямоугольнике - прямоугольник пропадет. Выберите наиболее приятный цвет из оставшихся - и так, пока не переберете все 8 цветов в порядке убывания предпочтения.

Продолжить
Выберете цвет который вам наиболее симпатичен